Схема маршрута
Маршрут показан на карте красным цветом.
Здесь находиться детальная схема (размер файла 1,08 M)
|
Состав группы в алфавитном порядке:
- Бертов Михаил - летописец
- Денискин Максим - завхоз
- Исаков Леонид - руководитель и фотограф
- Пивоваров Александр - механик
Дневник путешествия
26.04.02 - перелет Москва - Istanbul
|
Вечером в 20:00 встречаемся в Шереметьево-2. Посадка на аэрофлотовский рейс в Istanbul. Вылет в 22:30.
|
27.04.02 - переезд автобусом Istanbul – Afyon; начало велопохода: Afyon - Suhut - Karadilli
|
1:10 Прилетели в Istanbul. Контроль на границе, оплата визы (10$) занимают считанные минуты.
В качестве такси подвернулась небольшая легковушка. Попытка водителя запихать нас вчетвером с байками выглядит весьма комично. Однако, к нашему удивлению, у него это получилось. Доехали до автобусной станции (otogar). Не успели выйти из такси, как подлетели молодые люди в костюмах и галстуках. Они пытаются схватить и перенести наши вещи к офису своей компании. Мы сначала сопротивляемся, пытаемся выяснить рейсы и цены в офисах других компаний, но в конце концов соглашаемся и покупаем билеты в первом офисе - здесь скоро отправление нужного нам автобуса.
2:30 Едем на автобусе компании "Eskisehir Yuksel" в Afyon (50 $). Данный автобус шел только до Eskisehir, где наши вещи подхватывает стюард другого автобуса этой же компании. И после двухминутной остановки мы снова в пути.
11:00 прибыли в Afyon. Сборка байков занимает 2 часа, турки проявляют живой интерес к этому процессу - иногда это сильно мешает.
Небольшой перекус за 12 MTL (курс 100 $ = 137 MTL) и в 14:15 выезжаем. Сначала небольшая экскурсия по городу и вот мы выходим на маршрут, по которому будем идти две недели.
У нас небольшая мультитопливная горелка - вещь удобная, но частенько засоряется и требует прочистки. Купили по пути бензина для нее (2 MTL/литр ).
Через 10 км после Afyon начинается небольшой перевал (1380 м). За ним долина Suhut. Вдали просматриваются заснеженные вершины. Проехали по долине 15 км. Далее маленький перевал с набором высоты около 150 м. Спускаемся в долину Karadilli.
Уже вечереет и мы останавливаемся на ночлег в саду сразу за поворотом за Karadilli по дороге на Isparta. При сходе с дороги Саша собрал кучу колючек - около 20 проколов в одном колесе за раз. Он шел последним, но все колючки были его :)
|
28.04.02 - Karadilli - Egirdir - Kovada Golu
|
Леня взял трехместную палатку - четверым в ней тесновато. В результате меня всю ночь пинали. Решил в следующий раз спать на улице. Так больше ни одной ночи не провел в палатке. Иногда было холодно, иногда донимали комары или крабы, но всегда спалось куда комфортней, чем в переполненной палатке.
Выехали из садика и сразу полезли в перевал - сначала полого, затем забористо. На 9-м км собственно перевал (1440 м). На спуске открывается захватывающий вид заснеженного хребта впереди и огромного озера Egirdir Golu слева. На подъезде к озеру случились проколы у Максима и Саши - колючки. Очень жалеем, что не купили в Москве защитные ленты в покрышки.
Дорога вдоль озера очень живописна - вода бирюзовая, на скалах растут карликовые дубы чуть выше полуметра с колючками, обрамляющими листья. Заметных подъемов-спусков нет. Только перед и в самом городе Egirdir. Перекусили там в кафе - рис-фасоль, баклажаны, мясо (шулюм). Было очень вкусно и не дорого (12 MTL). Предполагая, что далее будет малонаселенка, делаем закупку продуктов на 3 дня. Как мы ошиблись! В западной и центральной Турции малонаселенных районов нет - домики попадаются даже на очень приличной высоте, а спрятаться от вездесущих пастухов вообще невозможно.
На выезде из города поворачиваем в национальный парк Kovada Milli Park. Дорога идет в узкой долине около 30-ти км. На карте она обозначена как живописная - это не правда, она довольно скучная, вокруг только сады. Зато, когда дорога выходит к озеру Kovada Golu, то открывается потрясающий вид - реликтовые деревья, камни как зубья дракона рядами растут из земли.
Объезжаем озеро и встаем в его южной части на ночлег.
|
29.04.02 - Kovada Golu - Karadiken - Aksu - перевал напротив горы Dipoyraz
|
Первые километры едем немного вверх, зато потом начинается фантастический спуск к каньону горной речки. Впервые почувствовал, что значит фраза "колодки плавятся" - на скорости и ветре четко ощущается запах горелых тормозных колодок. Речка в каньоне очень живописна. Очередной привал устраиваем вблизи водопада.
После каньона дорога уходит с набором высоты 400 м (абсолютная 1220 м). После перевала дорога идет по склонам гор вниз вверх с перепадами высот 20-30 метров. Попадаются водопады. Дорога с хорошим покрытием, но машины здесь почти не встречаются - наверно вымерли в этих краях :)
После Ayvali въезжаем в каньон реки Kopru Irmak. Окружающие горы имеют цвет охры - очень красиво(фото: 1, 2).
В Aksu и после ползем в перевал, затем 20 км дорога более-менее горизонтальна, ветер дует в спину - летим с крейсерской до 48 км/ч.
Зато после такой поездки с ветерком начинается тяжелый тягун. Доползли до высоты 1710 м. Здесь и встали на ночлег на высокогорной полянке. Напротив стоит весь в снегу без нескольких метров трехтысячник Dipoyraz (2980 м). Я сходил на ближайшую вершину - наверху кругом снежники (фото: 1, 2), на востоке хорошо видно крупное озеро центральной Турции Beysehir Golu.
Ночью было весьма прохладно, дул сильный ветер - к утру меня чуть не выдуло из спальника.
|
30.04.02 - перевал - Yesildag - Pinarbasi - Kirkkavak
|
Утром заканчиваем начатый вчера подъем, высота перевала 1820 м. Следует солидный спуск и вскоре мы едем вдоль озера Beysehir Golu. Дорога очень извилиста, есть очень забавный участок небольших подъемов-спусков высотой метров по пять. В южной части озера поворачиваем на Pinarbasi. Дорога огибает гору, стоящую посреди поселка, небольшой спуск и мы в долине пересыхающего озера Golovasi Golu (1232 м).
Проезжаем пару километров и находим грунт, уходящий круто вверх по склону - это нужная нам дорога на Kirkkavak. Наверху (1623 м) перемещаемся в небольшой теснине среди нагромождения камней и скал (фото: 1, 2, 3).
Через десяток километров выходим к участку спуска. Внизу открывается захватывающий вид долины Kirkkavak (фото: 1, 2, 3, 4, 5). При более близком рассмотрении выясняется, что склоны покрыты весьма загадочным лабиринтом дорог - какую из них выбрать не ясно. "Падаем" наугад вниз (625 м). Дорога весьма экстремальна - много крупных камней, промоины.
Сразу после спуска начинается подъем на 200 м. Затем едем вдоль полей. Уже вечереет, находим место для стоянки на брошенных террасах.
|
1.05.02 - Kirkkavak - Beskonak - Aspendos - Antalya
|
У Максима сломался багажник. Причина в хитрости конструкции и хлипкости материала. Находим нужный болтик и доводим конструкцию надфилем до нужной кондиции.
Спускаемся по грунту на 321 м, далее асфальт. По пути попадается деревня, где женщины ведут себя по отношению к нам как-то странно (Леня очень забавно и метко подметил - "развратно") - что-то громко кричат, смеются. Одна девушка бросается на перерез, визг тормозов - чуть не налетел на нее. Оказалось, она всего лишь хочет познакомиться и предлагает воду. Очень не типичное поведение для турецких женщин в сельской местности. Чаще увидишь такую картину - заслышав или увидев нас женщина бросается на утек. А так как в горах одеваются тепло, в шерстяные одежды, то весьма забавно видеть такого "медвежонка", который проворно убегает от нас, перелезая через ограду.
Встаем на привал у слияния двух рек (фото: 1, 2) - очень красивый каньон (фото: 1, 2). Приближается гроза. Пытаемся удрать от нее. Сначала не очень получается - нас порядком вымочило. Но в конце концов вырвались. А горы сзади затянуло сплошным дождевым фронтом.
Выезжаем на трассу D400. Заезжаем в Aspendos. Как обычно за историческую достопримечательность с нас пытаются содрать 15 MTL/чел - договорились на 6 $/чел. От просмотра скорее разочарование - все очень искусственно, слишком грубая реставрация, да и смотреть не на что.
После просмотра "древностей" решили вкусить турецкой кухни, но в ресторане нас накормили за 20 MTL чем-то из ассортимента "американской" забегаловки :(
В Анталию приезжаем перед закатом. Поселяемся в пансионе в самом центре за 4 $/чел.
Ребята идут попить пивка, посидеть на набережной, я же устраиваю покатушки по городу. Объездил его вдоль и поперек, накатал 30 км.
Где-то в полночь ложимся спать.
|
2.05.02 - Antalya - Yazir - Imeciksusuzu
|
Решили позавтракать в какой-нибудь кафешке. Нашли похоже самую дорогую :( Все удовольствие стоило 48 $, но там был салатик с сильным запахом бензина - все попробовали, ну и по кустам потом бегали тоже все :(
Едем по трассе D350, на 30 км начинается затяжной тягун на 10 км. На перевале набрали 940 м. У деревни Yazir переходим на грунт, еще где-то через километр влетаем в грязюку - колеса блокируются. С трудом счищаем комки грязи с колес. Далее едем по тропе, затем после непродолжительного спуска, вообще по полю. Вид вокруг чем-то напоминает африканскую саванну - много открытого пространства и одинокие, прижатые к земле деревья. На краю этой "саванны" и встали на ночлег. В нескольких километрах позади осталась деревня, где дома выглядят как на диком востоке - сараюшки с черными дырами дверных и оконных проемов. Но на крышах неизменные спутниковые "тарелки"…
Фото:
- утро в Antalya: 1, 2
|
3.05.02 - Imeciksusuzu - Imecik - Pozan Golu - перевал у горы Kartal Tepesi (2833 м)
|
Начинаем наш самый трудный в этом походе перевал. Первый этап - подъем в долину, расположенную метров на триста выше, затем подъем к озеру Pozan Golu. Ожидали увидеть фантастически красивое озеро в котловине между гор. В реальности оказалась большая грязная и полупересохшая лужа. Дальше траверсы подъема привели нас к снежникам, лежащим поперек дороги. Наконец, высшая точка - 2050 м. Штурм длился 7 часов.
По пути к вершине нам попадались "дикие" турки. Они явно говорят на своих диалектах, живут в юртах, имеют выраженные монголоидные черты лица. Нас они упорно принимали за турок :)
На спуске попадается несколько домов, дорога после них вырождается в тропу, которая затем совсем теряется. Высылаем разведку. Информация неутешительная - идти нужно по тропам, неся байк на себе. Уже поздно. Заночевали прямо под снежником. Я приготовился вымерзнуть за ночь, но ветра не было, конденсат тоже был умеренный - в общем, пережил ночь сносно.
|
4.05.02 - перевал - Derecoy - Kirdirek
|
Перед выходом одели рюкзаки на спины, байки в руках - продираемся через камни. Сначала немного вверх, затем почти километр по вертикали вниз. Тропы нет, идем осыпями, иногда лесом. Очень трудно приходится на осыпях - уклон до 45 градусов, нельзя доверять даже крупным камням - они могут выскользнуть из-под ног. Где-то сходим с осыпи, все время упираясь в скалы - приходится возвращаться на осыпь.
Когда через 4 часа вышли к деревне внизу (853 м), все бросились на поиски воды - на спуске ее не было. А Леня куда-то потерялся. Минут через 15 его нашли.
Едем по грунтовке, которую облагораживают и скоро закатают в асфальт. Цвет дороги от темно-зеленого до ярко-красного - очень необычно и красиво. Едем вдоль долины реки, то теряя, то набирая высоту. Неожиданное препятствие - огромная яма посреди дороги, в которой работает экскаватор. Побегали, попрыгали вокруг и решили обойти по одной из кромок - получилось.
Прошел небольшой дождик. Безумно запахли травы - очень дурманит, немного клонит в сон.
Место для ночлега нашли под высокими соснами, обвитыми лианами.
|
5.05.02 - Kirdirek - Alakir Baraji - Finike - Kale - Kaleucagiz (Kekova)
|
Продолжение вчерашней лесной дороги. Вскоре выезжаем к очаровательному водохранилищу (фото: 1, 2), объезжаем его, проходим по плотине и далее рукой подать до моря.
Едем через апельсиновые плантации. Некоторые деревья не обобраны. Срываем несколько апельсинов с веток. Вскоре выезжаем на перекресток с трассой D400. Снова радуемся встрече с морем.
Проезжаем Finike. Трасса узкая - справа скалы, слева внизу море. Иногда кажется, что едешь по морю или воздуху. Ближе к Kale дорога спускается к воде, скалы уступают место облесенным склонам гор.
Делаем закупку продуктов на вечер-утро.
После города небольшой подъем. Фотографируем небольшой холм, весь в гробницах. Затем съезжаем на второстепенную дорогу в Kaleucagiz. Планировали встать там подальше от людей, поближе к воде. Но получилось наоборот - вставать там негде, пришлось в кемпинге (8 MTL). Само место весьма обжито, море здесь выглядит паршиво, много комаров.
|
6.05.02 - Kaleucagiz (Kekova) - Kas - Patara
|
Утро на маршруте начинаем с приличного тягуна на 7 км (415 м). Пот заливает глаза. Ноги уже не те, что в начале путешествия - накопилась усталость предыдущих дней.
Небольшой спуск и снова приличный подъем. Вскоре выехали на D400. Затем захватывающий дух спуск к городу Kas. Обмен валюты, закупка продуктов и мы снова на дороге вдоль моря. Трасса очаровательна - в море острова, кругом скалы. Но хочется купаться, а среди скал встать сложно, да и купаться не безопасно.
Навстречу попался байкер из Франции. Он сказал, что через десяток километров есть хороший пляж. Летим туда. Находим приличный галечный пляж у реки Kaputas. Купаемся, валяемся на гальке. Перед пляжем у Лени лопнула спица со стороны кассеты, при наличии у нас необходимых ключей ремонт занял минут 15.
Едем к Patara. Там должны быть песчаные пляжи. Но дорогу перегородил мужик в будке со шлагбаумом. Едем в обход. Это где-то около 5 км по грунту. На пляж попадаем у устья реки Esen Cayi. Здесь вода мутновата, песок сильно перемешан с илом. Поэтому отъезжаем полкилометра в сторону, где и встаем на ночлег.
Я лег спать как обычно вне палатки. А на песке вокруг было множество норок. Как выяснилось там живут крабы. Узнал я об этом ночью, когда услышал, как вокруг меня все время что-то бегает, шуршит и копает. Ночка получилась веселой. Моя вторая ночь без сна - прошлый раз были комары, теперь крабы.
|
7.05.02 - Patara - Fethiye
|
Уезжаем от моря в горы. Дорога лежит в долине реки - перепады высот невелики. До Fethiye 73 км. В начале пути вокруг очень много не радующих глаз теплиц - в них выращивают помидоры.
У Саши проколы постоянно. Не успеет заклеиться, как колесо спускает вновь - похоже подводит старая покрышка.
Максим чувствует себя очень плохо - у него признаки теплового удара. Становится мучительно жарко, и на одной из заправок мы останавливаемся. Максим отлеживается в тени на травке. Через пару часов, когда становится попрохладней, потихонечку трогаемся в путь.
Проезжаем Fethiye, сворачиваем на дорогу до Cameli. Проехав несколько километров встаем на ночлег на полянке у дороги. Место не лучшее, вокруг много мусора (это единственный случай, когда я видел столько мусора, обычно леса вдоль дороги у них очень чистенькие), но дальше подъем в горы, слева ущелье - место для ночлега можно не найти.
|
8.05.02 - Fethiye - Cameli
|
Утром нас посетил пес. Очень игривый - приставал ко всем.
Максим чувствует себя лучше - голова прошла, но есть общая слабость.
Едем вверх до небольшой, но живописной долины. Из нее начинается затяжной тягун до высоты 985 м. Затем небольшой сброс в следующую долину и подъем на перевал Tuzlabeli (1430 м). По пути на перевал встретился мужичок, который пригласил нас на бесплатный чай - было очень приятно посидеть за столиком, попить чаю, слегка перекусить.
На перевале прохладно и ветрено. С удовольствием катим вниз. Дорога и скалы вокруг преимущественно красно-бурого цвета. В конце спуска попадаем в долину Sarilar (800 м). Вокруг остатки гор из сильно измельченного известняка - немного напоминают песчаные дюны (фото: 1, 2, 3, 4).
Затем очередной набор высоты. Серпантин дороги очень крут и извилист. Влезаем на перевал (1300 м).
Спускаемся в долину Cameli. За этой деревней в овраге встали на ночлег.
|
9.05.02 - Cameli - Acipayam - Denizli
|
Утро начали с небольшого подъемчика, зато потом был скоростной спуск. Выехали в большую долину.
Нашли чем перекусить на обед на автозаправке, устроились рядом в мини-скверике.
Во второй половине дня поднялся сильный встречный ветер. Даже на спуске приходилось с силой упираться в педали, чтобы набрать совершенно мизерную скорость. А на подъеме не возможно понять с чем больше воюешь - с гравитацией или с ветром. Очень утомительные километры.
Спуск в Denizli удался на славу - он продолжительный и с хорошим уклоном. Огорчила только "камазная" гарь - она стала четко ощущаться за 30 км от этого крупного города.
На середине спуска есть смотровая площадка. Внизу блестит на солнце город, чуть правее белеет Pamukkale.
Спускаемся к центру города, находим пансион вблизи Otogar за 12 MTL. Тесновато, удобства на этаже, но переночевать можно.
В этот вечер закончилось наше велопутешествие. Далее мы перемещались на автобусах или пешком.
|
10.05.02 - гуляли в Denizli, Pamukkale; переезд автобусом Denizli - Istanbul
|
Подъем свободный - кто, когда хочет. Красота. После кафешки едем на автобусе в Pamukkale. На въезде с нас требуют 15 MTL/чел. Удалось договориться на 10 MTL за всех.
Там интересно, но видно, что большая часть склонов "хлопкового замка" искусственного происхождения - сначала делают бетонные террасы, затем пускают по ним минерализированую воду.
Есть амфитеатр, некрополь, множество других развалин (фото: 1, 2).
Вечером выезжаем из Denizli в Istanbul на автобусе компании "Pamukkale" за 20 MTL/чел.
Фото:
- склоны и террасы Pamukkale: 1, 2, 3, 4, 5
|
11.05.02 - гуляли в Istanbul
|
Утром приехали в Istanbul. Нашли пансион, как обычно в центре города, в районе Topkapi.
Целый день развлекаемся - бродим по городу, покупаем вкусности и сувениры, …
Покатались на кораблике - здесь он вместо метро, доставляет из одного района в другой.
Фото:
- Istanbul: 1, 2, 3, 4
- Istanbul с моря: 1, 2, 3, 4, 5
|
12.05.02 - перелет Istanbul - Москва
|
Поймали такси - едем в аэропорт. Перед посадкой мы усилено готовимся к весовому контролю. Перекладываем самое тяжелое в ручную кладь. Я же придумал набить тяжестью карманы куртки и одеть ее на себя - хорошо, что в здании аэровокзала прохладно, и я не зажарился в таком одеянии. Весовой контроль прошли успешно - никто не превысил лимит в 20 кг :) Рейс задерживают на 1:50. Забавно, но такая беда только у Аэрофлота - остальные компании отправляют свои рейсы без задержек.
В 19:00 самолет садится в Шереметьево-2.
|
Велосипеды участников:
- Бертов М. - Merida Kalahari 550 (оборудование заменено на Alivio, двойной обод на заднем колесе)
- Денискин М. - Marin (оборудование класса Deore)
- Исаков Л. - титановая рама (оборудование класса Deore LX)
- Пивоваров А. - Scott (оборудование класса Alivio)
Поломки
Нас замучали проколы на одном (!) из байков. Причина проблем в плохенькой покрышке. Наверно не стоит брать в поход тонкостенные ультралегкие камеры - любая песчинка может ее проколоть.
Два раза лопнули спицы на разных байках.
Один раз сломалось крепление багажник к раме - очень хитрая конструкция и хлипкий материал (алюминий) крепления.
Некоторые выводы
Дорога.
Турки не скупятся на асфальт - его много. Найти грунтовую дорогу, которая размечена таковой на карте, очень не просто - ее, скорее всего, уже успели закатать в асфальт.
На больших магистральных трассах много "камазов". Ездят они очень резво. Бывает, что дорога резко сужается и тогда, рядом с такими "шумахерами", становится очень неуютно.
Но зато, не магистральные дороги нередко шокируют хорошим качеством асфальта и почти полным отсутствием авто (несколько в час или даже день).
Вода.
Есть горы слабо обводненные, но такие на нашем пути попадались всего пару раз. Обычно кругом множество горных ручьев и ключей. Вдоль дорог турки любят делать "облагороженные" бетоном и металлом ключи. Если и возить с собой воду, то не больше литра на человека.
Люди.
Большей частью ненавязчивы, но если видят у тебя в руках карту - сразу подходят (бывает, даже машины останавливаются, чтобы помочь сориентироваться).
В городах вблизи злачных мест много зазывал (мы их называли по характерному окрику "май фрэндами"), но отделаться от них не сложно.
Везде, где мы были, плотность населения очень высока. Даже высоко в горах много домов (иногда шатров кочевников).
Проживание.
В центре крупных городов (Istanbul, Denizli, Antalya) есть много пансионов за 3-10 MTL/чел за ночь. Удобств не много, но помыться и переночевать можно.
С размещением палатки больших проблем не было. Всегда стремились разместиться максимально незаметно, и это получалось. Сложнее встать вблизи источника питьевой воды. Перед ночлегом всегда оценивали возможность наличия воды. Если шансы были невелики, то заполняли водой пластиковые бутылки.
Транспорт.
Великолепное (!) междугороднее автобусное сообщение - новенькие мерседесы, летящие на скорости 100 км/ч и более - на горном серпантине с непривычки может быть страшно.
В салоне моют руки специальной вкусно пахнущей жидкостью - это для дизинфекции. Бесплатно дают воду, чай, кофе. Стоит такая поездка очень скромно - где-то 15-20 MTL за то, чтобы проехать полстраны. Точность, регулярность и частота отправления приятно удивляют.
Ремонт байков.
В больших городах веломастерские попадаются через каждые нескольно сотен метров. Там в наличие оборудование класса Tourney. В маленьких городках тоже не проблема отыскать запчасть указанного класса.
Статистика
Ниже приведена статистика, снятая с моего велокомпьютера и альтиметра Лени.
|