Казахский мелкосопочник, май 2003

Сопутствующие материалы

Технический отчет

Схема маршрута

Велосипедная часть маршрута показан на карте красным цветом.
Для просмотра полномасштабного изображения нужно кликнуть на карте.

Состав группы в алфавитном порядке:

  • Бертов Михаил
  • Денискин Максим
  • Елизаров Андрей
  • Исаков Леонид - руководитель

Краткое описание

01.05.03 ночью вылетаем рейсом №203 Трансаэро Москва-Астана. Сразу же по прилету добираемся до Астаны на рейсовом автобусе. Еще через полтора часа садимся на автобус Астана-Павлодар. Через 2,5 часа он прибывает в Ерементау. Выгружаемся. Оперативно собираем байки. Встречаемся с Андреем (он приехал раньше нас на поезде) и начинаем наш маршрут по мелкосопочнику.

Особенности местности на протяжение всего нашего пути таковы:

1. Среди относительно плоской степи на расстоянии приблизительно 20-50 км друг от друга разбросаны горно-лесные оазисы (ГЛО), представляющие из себя несколько (или несколько десятков) сопок высотой от 100 до 500 метров.

2. Леса присутствуют только в ГЛО. Да и то не во всех. Соответственно, безлесость порождает две проблемы. Первая - есть где разгуляться ветру (первые дни он дул со скоростью 20-50 км/ч, и, как водится, в морду; даже пришлось переделывать маршрут дабы не заниматься безнадежной борьбой с ветром). Вторая - отсутствие питьевой воды вне ГЛО. В степи ее можно найти только в поселках. А т.к. населенные пункты разбросаны на солидном расстоянии друг от друга, то зачастую воду приходилось возить с собой.

3. Горы сложены преимущественно из слоистого гранита с сильно выраженными следами выветривания. Выглядят очень колоритно.

С погодой в первой половине похода нам, можно сказать, не повезло, т.к. дули довольно сильные южные ветра. А именно на юг нам и надо было двигаться. Однако борьба с ветром вносила некоторое разнообразие в наше продвижение. И даже более того, чуть подправив под ветер направление движения, мы получили огромное удовольствие от скорости и легкости езды по грунтовым дорогам. А во второй половине похода ветер ослаб. И если и был, то несильный боковой или попутный.

Дождики не очень беспокоили. Только однажды ночью пошел дождь, превратив по утру дорогу в порядочный дрищ. Андрей советовал переждать часик-другой, пока дороги просохнут, но руководитель приказал выдвигаться вперед. Кучи грязи налипали на колеса и байки почему-то совсем не хотели ехать. Наверно потому, что эта самая грязь блокировала колеса ;) Так мы промучались часик-другой, удалившись от места ночлега на пяток километров. Но тут дорога сама подсохла, и можно было ехать дальше.

В другой раз мы столкнулись с грозами. Выглядело это так. Устрашающего вида тучки носились по небу. И когда такая тучка накрывала, то резко усиливался ветер и из нее сыпался град. Ощущения непередаваемые. Особенно пострадал руководитель - у него не было чем прикрыть уши от хлеставшего по ним льда. Он чуть не визжал от боли. Поэтому при приближении подозрительной тучи, в группе нарастала паника, и все сломя голову неслись к ближайшему укрытию. Но вскоре мы усвоили особенности передвижения грозовых туч. И стали пропускать их вперед или "отбегать" в сторону. Таким образом, тучи нас более не пугали. Мы умело маневрировали между ними.

Особенно хочется подчеркнуть качество грунтовых дорог в степи. Они великолепны. Естественно, когда не раскисают под дождем. Ехать по асфальту может оказаться куда хуже, чем по такому грунту. Есть и еще одно достоинство у грунтовок. По ним едешь как бы между гор, но нет необходимости нарезать серпантины, часами штурмуя перевалы. Однако есть и минусы - степные дороги стремятся разбежаться в разные стороны. Отчего ориентирование становиться перманентно необходимым. В этой ситуации очень помог GPS.

Уже в конце маршрута стало ясно, что в планируемый конечный пункт маршрута (Балхаш) мы не успеваем. Сильно "помог" в этом встречный ветер в первые дни. Поэтому решили заменить Балхаш восхождением на одну из вершин мелкосопочника - гору Аксоран. Байки попрятали в расщелине, чуть привалив ветками. Места на подходе к вершине оказались сказочными. Потратив на подъем-спуск полдня, вернулись очень довольные. И пролетели по дороге еще 60 км, благо ветер помогал. На этом велосипедная часть маршрута закончилась. Далее была выброска Актогай-Караганда (автобус) и Караганда-Астана (электричка).

В Астане получилась дневка. Покатались по городу. Попробовали еду в местных забегаловках. Ну, в общем, все как обычно, когда не надо потеть, крутя педали, и наступает полная халява.

Вечером этого дня (11.05.03) выехали своим ходом в аэропорт. Там разобрали в багажное состояние байки и заночевали. Рано утром объявили посадку на наш рейс №204 Трансаэро Астана-Москва.

Мы пошли на досмотр. И тут выясняется, что всем нужно писать декларацию. Хорошо, что на въезде Максим декларировал доллары. Однако кол-во денег оказалось больше задекларированного на въезде. И дотошный таможенник долго пересчитывал деньги Максима (а у него были все наши деньги), выразил большое неудовольствие тем, что их больше чем положено. Однако, нам повезло - излишки не конфисковали. Вывод, при въезде в Казахстан декларируйте все аккуратно. Там у них с этим строго. Никаких "зеленых" коридоров не существует. Еще поразило то, как дотошно рассматривали наши вещи на таможенном контроле. Меня заставили вывернуть наизнанку весь рюкзак. Прощупали содержимое набрюшника (забавно, что GPS держали в руках два раза, но так и не поняли что это!). Трогали и вертели в руках все. Даже тормозные тросики из ЗИПа внимательно рассмотрели. Чем-то эти таможенники напоминали детишек в школе на уроке зоологии, где с интересом потрошат лягушку - а что же у нее там внутри? Таким досмотром мы были ошарашены. Тем более, что кроме нас никого не шмонали. В голове вертелось только одно объяснение. Они там, в степи, совсем дикие - никогда не видели горников, велосипедистов и прочее турье. И проявили к нам неподдельный интерес. Ну, как смогли ;-)

Дальше все было гладко. Даже легкий перевес не пришлось оплачивать. А еще через 3 часа мы в Москве.

Статистика

Ниже приведена статистика, снятая с велокомпьютера.


Hosted by uCoz