Киргизия, июль 2002

Сопутствующие материалы

Видеоотчет по походу

Схема маршрута

Маршрут показан на карте зеленным цветом.
Для просмотра полномасштабного изображения нужно кликнуть на карте.

Состав группы в алфавитном порядке:

  • Балашов Иван - летописец
  • Бертов Михаил - механик
  • Бондаренко Олег - медик и штурман
  • Исаков Леонид - руководитель и фотограф
  • Сергеева Мария - завхоз
  • Фефелов Александр - видеооператор и завпит

Дневник путешествия

9.07.02-13.07.02 - скорый поезд Москва - Алматы

Наш поезд (№8) отходит в 22:25.
Около 21:00 собираемся на вокзале. Разбираем байки. Загружаемся в вагон. Приятно, что проводника нисколько не удивляет наш "негабаритный" багаж.

Мы едем у туалета. Весьма специфическое место, особенно в плацкартном вагоне, со своими ритмом и запахами…

В соседнем отсеке (купе) едут горные туристы. Их тоже 6 человек. Молодые ребята и девчонки. Идут по маршруту 2 к.с. на Киргизский хребет Тянь-Шаня.

На второй и третий день едем через степи и полупустыни Казахстана. В конце третьего дня впереди появляются горы, а в ногах зуд.

13.07.02 - Алматы - БАО (Большое Алматинское Озеро)

В Алматы
труба ГЭС под БАО

В 6:52(MSK+3) приезжаем в Алматы. Собираем байки и ждем Леню. Он прилетел самолетом раньше нас, но перепутал время и затерялся где-то. Ждем его в парке перед вокзалом. Через часик Леня появился, с ним Тимур - известный байкер Алматы. На этот день он стал нашим гидом по городу и части маршрута в горы.

Посетили местную баню. Грандиозное сооружение. Билеты были куплены в восточную часть бани. Там вместо парилки сильно прогретый каменный пол. Стелишь простыню и ложишься сверху. Здорово - мне понравилось.

Делаем обмен денег, закупаем продукты. Наполнили животики в кафешке - теперь можно в горы.

Едем немного по городу, затем среди дач. Дорога оживленной трассой уходит в ущелье. Через шлагбаум, в национальный парк. Впереди показалась труба ГЭС. Здесь развилка, и мы поворачиваем налево. Уклоны зверские - идешь рядом с байком и проскальзываешь. Из машин сюда могут пробраться только мощные джипы. И то, один глухо застрял прямо над местом нашей ночевки - в небольшой долинке под БАО.

14.07.02 - БАО - перевал Озерный - р.Чонг-Кемин

долина реки Чонг-Кемин
брод через приток реки Чонг-Кемин вблизи смытого моста из труб

Продираемся по тропинке вдоль трубы ГЭС до БАО. Подъем недолгий, но тащить байк вверх трудно. Обходим озеро слева, теряем дорогу, снова находим. Доходим до переправы - дорога уходит в реку и на другом берегу выходит из нее. Шлепаем по воде. На другом берегу народ "развлекается" в безуспешных попытках завести мотоцикл "Yamaha". Мы же устраиваемся поблизости на привал и с плохо скрываемым удовольствием наблюдаем, как они бегают туда-сюда.

Лезем на перевал Озерный (3503), где нас поджидают алматинские байкеры. Они знали о проходе нашей группы и специально приехали знакомиться с нами. У них на удивление хорошая техника. У всех дисковые тормоза, хотя с другими здесь лучше и не ездить. Мне даже как-то неловко, я выгляжу на фоне алматинцев замухрышкой.

Спуск приводит к очень живописной долине реки Чонг-Кемин. Крутой серпантин и мы внизу. В это время над долиной реки сгущаются тучи, начинается дождь. Еле удается "вырваться" из-под сплошной стены дождя.

Наша дорога сделана совсем недавно. Но местами она уже успела сползти вниз. Мосты размыты - приходится "бродить".

Перед очередным притоком Чонг-Кемина дорога поворачивает на юг в горы. Проезжаем еще немного и встаем на ночлег у подъема на перевал, который будем брать завтра.

15.07.02 - перевал Кок-Айрык - с.Чонг-Сары-Ой

серпантин перевала Кок-Айрык
серпантин к Иссык-Кулю

Сначала дорога на перевал Кок-Айрык терпима, хотя витков серпантина очень много. Ближе к вершине все завалено глубоким рыхлым снегом. Кто-то тащит байк, пристегнутым к рюкзаку. Другие делают челночные перетаскивания - сначала рюкзак, затем байк.

Мне как-то не очень понравилось барахтаться в снегу, особенно с байком. Пытаюсь найти другой путь. Выше дорогу смыло камнепадом и ручьем. В этом месте наверх можно карабкаться по крупным камням осыпи. Здесь и пробираюсь. Идти нужно по камням покрупней - мелкие норовят выскользнуть из-под ног. Для уверенности всегда стараюсь держаться за камни еще и руками. А тем временем, каждую минуту по руслу ручья, в десяти метрах от меня, вниз срываются камни, производя устрашающий грохот. Успешно прохожу этот участок. Дальше только по снегу. Так как акклиматизация еще не наступила, то любая работа дается на высоте с трудом. Проходишь десяток шагов - пару минут пытаешься отдышаться.

К трем часам взяли перевал (3889 м). Дорога вниз расчищена бульдозерами. Однако на протяжении 4-х км она представляет собой глинистое месиво, вдоль которого бегут ручьи. Основательно стер здесь тормозные колодки.

Дальше шикарный и продолжительный спуск к озеру Иссык-Куль. Общий сброс высоты около 2 км, впереди, еще с перевала, открывается великолепный вид на озеро.

Вниз спустились на закате. Спрашиваем аборигенов про дорогу и жилье - район густонаселенный, ставить палатки не хочется. Один дед приглашает нас к себе. Заплатили ему за комнату 100 сом (обычная цена здесь 50 сом/чел). Для справки, курс сома на все время путешествия был 45 сом за 1 USD.

16.07.02 - с.Чонг-Сары-Ой - г.Чолпон-Ата - с.Кутургу

рисунки на камнях

Утро начинается препротивно. Дед требует доплатить. Но мы договорились и заплатили ему вчера, и не хотим доплачивать. Он угрожает нам расправой с помощью милиции и бандитов. Заплатили ему еще 100 сомов.

В Чолпон-Ата делаем закупку продуктов на базаре. Заехали в кафе у дороги. Покормили на удивление вкусно - лагман и блинчики с творогом.

Вечером за селом Кутургу выезжаем на берег Иссык-Куля. Отдыхаем, купаемся, остаемся здесь на ночлег. Вода в озере слегка солоновата и прозрачна, дно песчаное.

17.07.02 - с.Кутургу - г.Каракол - с.Ак-Булак

вид с дороги

Едем в г.Каракол. Там у представителя фирмы "Тянь-Шань Трэвел" оформляем заброску на турбазу Майда-Адыр и получаем пропуск в пограничную зону.

Заехали в кафе "Тысяча и одна ночь". Все очень вкусно (лагман, шашлык, пиво, чай) и не дорого (около 70 сом за человека).

Ближе к вечеру выехали из города. Дорога в начале была сносной, но затем оказалась вся в глубоких и трудно объезжаемых выбоинах.

За с.Ак-Булак повернули из долины Иссык-Куля в горы, проехали шлагбаум лесничества и встали на ночлег в сказочно красивом еловом лесу у реки Тюргён-Ак-Суу.

18.07.02 - с.Ак-Булак - перевал Чонг-Ашуу - р.Сары-Джаз

на перевале Чонг-Ашуу
на спуске с перевала Чонг-Ашуу

Утром по пути на перевал я потерял шлем. Он висел сзади на рюкзаке и, по-видимому, седло нажало на кнопку замка. Когда обнаружил пропажу, вернулся. Тщетно. Очевидно, какой-нибудь всадник-мальчишка будет ездить в нем на лошади.

Перелезли перевал Чонг-Ашуу (3822 м). Наверху холодно. Вокруг стоят заснеженные вершины. Видны ледники.

На байке Олега периодически заклинивало трещотку во втулке заднего колеса. Он снял цепь и поехал вниз без нее.

Спуск оказался весьма продолжительным. Сначала по грунту, потом по асфальту до поворота на реку Сары-Джаз.

Дорога вдоль реки напоминает небольшие "американские горки", только присыпанные острыми камнями. На одном из таких камней у Маши разорвало покрышку заднего колеса. А покрышка непростая, утолщенная, с защитой от проколов (Schwalbe Puncture Protection). Вот и доверяй фирменному.

Встали на ночлег в ущелье реки. При выборе места никто не поинтересовался, где будет всходить солнце. Напрасно, так как до первых лучей в таких местах бывает очень холодно.

19.07.02 - р.Сары-Джаз - п/з Эчкилиташ

место ночевки у реки Сары-Джаз
сырт около п/з Эчкилиташ

Утром в тени горы очень холодно. Пришлось переползать метров на сто в сторону, на полянку, где солнце уже светит.

Олег заклеил Машину шину. Получилось здорово, теперь шина как новая. Но для перестраховки поменяли ее с передней.

Затем Олег пытался разобрать свою трещотку. Не хватало нужных ключей, и процедура разборки затянулась. Остальные тем временем жарились на солнышке. Наконец, трещотка была разобрана. Причина проблемы - ржавчина. Там, внутри, вообще не оказалось смазки, зато было море ржавчины. Олег очень любит мыть свой байк - дополоскался :) Набили трещотку смазкой, собрали.

Снова поехали по "американским горкам", только теперь перепады высот заметно больше. Навстречу КамАЗ с пограничниками. Старший представился командиром заставы и забрал у нас паспорта. Сам же уехал в сторону, откуда мы приехали. Обещал вернуться, а нам наказал следовать до заставы. Мы уже мысленно попрощались со своими паспортами.

Приехали на заставу, ждали несколько часов возвращения командира. Чтобы заполнить ожидание, сходили за хлебом к соседним домам. Нас сразу же повели внутрь, напоили чаем, молоком, айраном (кефиром), угостили рулетом, сделанным из тонко раскатанного теста, творога и лука. Мы еще немного прикупили всего вышеописанного для ужина-завтрака. Пока нас угощали, беседовали. Это чабаны. Живут очень бедно. Условия существования тяжелые - лето короткое и дождливое, зима долгая, снежная и морозная. Но спускаться с гор не хотят - внизу нет работы. Любопытно, но раньше здесь стояли золотоискатели. Это их дома и брошенная тяжелая гусеничная техника. Содержание золота оказалось слишком маленьким и старатели ушли.

Вернулся командир заставы, отдал паспорта, но разрешения на продвижение дальше пока не дал. Поставили палатки за забором части на спортплощадке. Будем ждать разрешения до утра. Если не дадут - поедем так.

20.07.02 - п/з Эчкилиташ - перевал Тюз

по сырту вдоль реки Тюз
по пути к перевалу Тюз

Утром из-за забора заставы высунулся замкомандира и сказал, что нам можно ехать дальше. Потом исчез и снова высунулся с буханкой хлеба, чем очень нас обрадовал. Мы вчера доели последние сухари, а хлеба не видели уже давно.

Весь день шли пешком по сыртам (долинам), причем зачастую сильно заболоченным. Дорог, тропинок нет совсем. Идем вдоль берега реки Тюз. Попадаем под одноименный перевал. Уже поздно его штурмовать. Поэтому решили сделать разведку и, заодно, затащить наверх велосипеды. Я остаюсь в лагере внизу.

Ближе к закату все возвращаются, довольные результатом разведки - перевал вполне проходим. На радости решено тяпнуть заспиртованный корень родиолы розовой. Позже неровной походкой разошлись по палаткам.

21.07.02 - перевал Тюз - ледник Иныльчек - пик Нансена

по сыпухе наверх
вид на долину ледника и реки Иныльчек; видно, как река вытекает из-под ледника - нам нужно обойти реку по леднику
впереди ледник

Пошли в перевал Тюз. Похоже промахнулись - приняли за основную тропу какую-то звериную. Она обрывается, упершись в скалы. В какой-то момент я понимаю, что дальше нести байк в руках невозможно, т.к. нужно цепляться за камни и ногами, и руками. Остальным проще - у них есть возможность пристегнуть байки к рюкзакам. Бросаю байк, лезу вверх только с рюкзаком. Чуть поднявшись, вижу колесо. Это Леня его бросил, чтобы не мешало идти. Вскоре возвращается Саня и помогает поднять наверх брошенное.

Наконец, доползли до верхней точки перевала. Вид вокруг потрясающий. Впереди пик Нансена, весь в облаках. Слева внизу ледник Иныльчек с вытекающей из-под него одноименной рекой. В бинокль хорошо просматривается скалистый прижим справа снизу. Никаких тропок через скалы прижима отсюда не видно. Как-то мы будем его проходить сегодня-завтра!?

Основное русло реки в брод не перейти. Поэтому мы должны спуститься, подойти к леднику, перейти по нему реку и вернуться вдоль противоположного берега реки.

Спуск идет сначала по крутой осыпи, затем по не менее крутому травянистому склону. В долине путь к леднику преграждают вторичные рукава реки и речные наносы с большим количеством разнокалиберных камней. Но это всего лишь досадная мелочь по сравнению с тем, насколько сложно двигаться по леднику. С перевала он выглядел гладким и маленьким. Вблизи же видно, что вокруг множество огромных воронок, отверстий, озер. Язык покрыт наносной породой - камнями и глиной. Последняя на тающем леднике образует грязь. Передвигаться приходиться по гребням воронок. Двигаемся вверх-вниз, периодически попадая на чистый лед или в мерзлую грязь.

Побарахтались на леднике около километра. Далее небольшой брод через приток и можно временами ехать по каменистым полям. Встаем на ночлег под пиком Нансена, в устье ручья, с реактивным ревом падающим с почти отвесных стен. Начался дождь, и все разбежались по палаткам.

22.07.02 - пик Нансена - т/б Майда-Адыр

турбаза Майда-Адыр; на заднем плане п/з Майда-Адыр и наш домик
альпинисты интересуются устройством наших байков

Дождь шел всю ночь. Горы вдоль долины реки клубятся облаками. Дождь будет преследовать нас весь день. После быстрых сборов, не поев, стартуем.

Через 3 км прижим, который я вчера разглядывал в бинокль. Всего метров 200. Бродом его никак не взять. Остается только одно - карабкаться через скалы. Там, наверху, есть следы зверей и человека, местами даже слабозаметные тропинки. Вокруг буйно растет акация и ель. Пытаемся продираться через мокрые и колючие заросли кустарника. Сначала переносим рюкзаки. Карабкаемся круто вверх к тропинке у отвесной скалы. Затем вдоль этой скалы идем до очень красивого водопада. Здесь потихоньку начинается спуск на другую сторону прижима. Весь путь занимает около 300 метров и одного часа. Обратно возвращаемся налегке и берем байки. С ними в кустарнике перемещаться куда сложнее, чем с рюкзаками. Забавно, но когда наше передвижение снимает на видео Саша, я падаю в грязь с байком, пытаюсь встать, снова падаю...

На прохождение прижима мы потратили 3 часа. Дальше обширные каменные поля. Большей частью двигаемся пешком.

Путь вперед преграждает приток реки Иныльчек. Он разбух от дождя и нам его не перейти в основном русле. Нашли место в устье, где он распадается на множество рукавов и "бродим" там. В конце брода почти у всех посводило ноги - вода ледяная.

Вскоре вышли на турбазу. Дальше была грунтовая дорога. В сухую погоду она хороша, но сейчас раскисла и грязь комьями виснет на байках. В результате, колеса блокируются. У меня грязь срывает колодку переднего тормоза. Руки замерзли, нет сил поправить - еду так.

Через 3 часа приехали на турбазу Майда-Адыр. Сюда была доставлена наша заброска.

Рядом с турбазой находится пограничная застава, где мы поселились в грязном и холодном домике. Но зато была банька, где можно было, наконец, отогреться. Да и сам домик защищал от бесконечного дождя и ветра.

Развешиваем промокшие вещи по всему домику. У меня вымокло почти все.

Перекусили, легли спать. Через полчаса грохот ног - к нам подселили пятерых альпинистов. Попили с ними чайку, немного потрепались.

23.07.02 - т/б Майда-Адыр - с.Энгильчек - переезд в г.Каракол

дорога к селу Энгильчек
переезжаем в УАЗике из Энгильчек в Каракол

Утром дождь кончился. Пытаемся привести себя в порядок. Моем, ремонтируем байки, продолжаем сушить вещи.

На турбазе из-за непогоды скопилось много альпинистов. И теперь вертолет забрасывает в горы людей, продукты и вещи весь день безостановочно. "Наши" альпинисты пойдут на Хан-Тенгри (6995 м) пешком по тому пути, что мы прошли вчера. Далее по леднику до базового лагеря. Дали им описание брода и прижима.

Наконец, в полдень уезжаем в с.Энгильчек. Дорога туда потрясающе красива. Само село выглядит тоскливо. Когда-то здесь собирались разрабатывать богатое месторождение. Но стройка века умерла не закончившись. Остались дороги, краны, брошенные корпуса.

Узнаем у местных жителей, что брод через реку, где мы должны пройти, не проходим. Наш маршрут меняется - делаем переезд на УАЗике в Каракол за 70$.

Вечером в Караколе посещаем кафе "Тысяча и одна ночь". Очень плотно там ужинаем. И в темноте уезжаем из города. Встаем на ночлег прямо под дорогой. Рядом проносятся машины, но место достаточно укромное.

24.07.02 - г.Каракол - с.Барскоон

привал на берегу Иссык-Куля
дорога к перевалу Барскоон

Утром наша дорога пролегает вдоль южного берега Иссык-Куля. В городишке Кызыл-Суу находим столовую, где в этот ранний час можно позавтракать. Покормили нас отвратительно.

Решаем "дозакусить" самостоятельно. Делаем закупку продуктов на соседнем базаре. Тут же все "уничтожаем". Теперь, подкрепившись, можно ехать дальше.

По дороге много абрикосовых садов, но сейчас абрикосы еще не спелые. Вот если бы мы попали сюда через пару недель...

Находим на берегу озера чудесный песчаный пляж, каковых здесь много, и устраиваем небольшой отдых. Покупались, повалялись на песочке и поехали дальше. Вскоре, у села Барскоон, наша дорога поворачивает в горы.

Подыскали место ночевки в еловом лесу у реки Барскоон. Варим из заранее купленной черной смородины варенье.

25.07.02 - с.Барскоон - перевал Карегеташ

привал

Варенья получилось слишком много. Часть смородины отдали чабанам.

Сначала подъем идет вдоль реки по дороге на киргизко-канадский золотоносный прииск. Дорога широкая и хорошо укатанная, но ужасно пыльная - проносящиеся мимо тяжелые грузовики поднимают тучи пыли. Затем следует солидный набор высоты по серпантину. И, не доходя немного до перевала, сворачиваем в соседнее ущелье. Здесь приходится идти козьими тропами. Много осыпей, прижимов. С огромным трудом преодолеваем 15 км такого пути. От усталости все валятся с ног.

На ночлег встаем в высокогорной долине на высоте 3500 м. Пожалуй, ночью будет холодно.

26.07.02 - перевал Карегеташ - горячие источники Джилу-Суу

переходить эту речку или нет?
долина реки Учемчек

Вода в канах за ночь покрылась льдом. До вершины перевала осталось по высоте метров 200. Уклон небольшой, вокруг высокогорная долина. Из-за вечной мерзлоты она сильно заболочена.

По центру долины течет большая, довольно быстрая река. Я и Олег пошли по правому берегу реки, остальные по левому. Вскоре я попадаю на сильно заболоченный участок берега и, полагая, что на другой стороне реки будет лучше, пытаюсь через нее переправиться. Удалось это сделать только на третий раз! Забавно, что, переходя реку во второй раз, я был в метре от противоположного берега, но преодолеть этот метр не смог. Здесь было очень глубоко, и сильное течение выбивало байк из рук. Пришлось вернуться обратно.

Однако мои надежды, что другой берег лучше, были напрасными. Здесь так же все сильно заболочено. Хуже того, здесь есть приток - очень спокойная, но глубокая река, образующая в мерзлой почве бесконечные петли. В одном лабиринте из речных петель мы и заблудились. Пришлось брать реку бродом. Для этого нашли место, где на дне лежат большие камни. Перепрыгивая с камня на камень, переходим на другой берег. Однако камни оказались довольно скользкими, и половина из нас "искупалась" на этом броде.

Потом долго брели по болотам и каменным полям. Трудно описать радость, которую мы испытали, когда под ногами появилась более-менее сносная дорога. А появилась она почти на вершине перевала Карегеташ (3684 м). Вблизи расположено небольшое озеро. Сходили посмотреть на него.

Спускаемся по дороге вниз. Вскоре наша дорога сливается с более накатанной с перевала Тосор. Здесь даже есть, пусть убогие и частично разрушенные или смытые, гидротехнические сооружения.

Едем до слияния с дорогой с перевала Тонг. Здесь расположен горячий сероводородный источник Джилу-Суу. Какой-то мужичонка уже успел приватизировать его. Договорились за 5$, что нас пустят к источнику, находящемуся внутри неказистого сарайчика-баньки. На меня источник не произвел никакого впечатления. Так, лужа с горячей водой.

Устроились на ночлег здесь же, невдалеке.

27.07.02 - горячие источники Джилу-Суу - с.Орюк-Там

река Кичи-Нарын

Утром собирались долго. Вскоре после старта выехали в широкую долину-сырт. Едем вдоль реки. Затем сворачиваем, объезжаем гору и попадаем в ущелье. За ущельем небольшая долина, где мы устраиваем полудневку за селом Орюк-Там у реки Кичи-Нарын.

В программе полудневки постираться, помыться, отремонтировать байки. Вечером костер и разговоры о планах - кто куда хочет сходит в поход.

28.07.02 - с.Орюк-Там - г.Нарын - с.Достук

перетаскиваем осла через мост
город Нарын

Утром едем по ущелью вдоль реки Кичи-Нарын. Река течет в узком русле, иногда на сотню метров ниже нас. Над горами облака, слегка накрапывает.

Затем ущелье резко расширяется, мы оказываемся в населенной долине реки Нарын.

За одним из мостов стоят парень и девушка. Они просят помощи - нужно перевести их осла через мост, а животное напугано и не двигается с места. Конфетка, кусочек хлеба не помогают. Тогда силой перетаскиваем осла на другой берег. Оказывается, что ребята из Чехии, идут пешком. Вот, купили у местных жителей осла, а он оказался с норовом.

Приехали в г.Нарын - средних размеров город на берегу одноименной реки. Интересно, что с правого берега реки горы безводны и очень похожи на промотвалы, а с левого горы более привычного для нас вида - высокие покрытые растительностью.

Перекусили в кафе. Как-то здесь очень любят поперчить. Лагман такой острый, что есть почти невозможно.

Уезжаем из города на ночевку. У Саши четкие признаки пищевого отравления. Далеко теперь не уедешь. Ищем воду, а с ней здесь очень плохо. Пришлось встать на ночевку у сомнительно-грязной реки. Однако нам повезло, невдалеке удалось найти ручеек с питьевой водой.

У меня проблемы с розжигом горелки MSR. Бензин, который у нас есть, вообще говоря, таковым не является. Это какое-то сильно коптящее дерьмо. Газогенератор горелки забит сажей, и разжигать горелку нужно весьма специфическим образом, скорее похожим на шаманство. Сидит такой "шаман" скорчившись на земле, кормит свой "оберег" спичками, периодически извлекая из него внушительное пламя, произносит заклинания-ругательства. Я не до конца еще освоил все телодвижения-заклинания, и у меня не получилось развести горелку.

Зато Primus Himalaya, менее чувствительная к качеству топлива, "завелась". Но она хилее MSR и не всем хватает терпения дождаться, когда закипит вода. Я ухожу спать не дождавшись.

29.07.02 - с.Достук - с.Ак-Тал - с.Кёк-Джар

горки около села Учкун
фото с австрийской парой велотуристов в селе Ак-Тал

Утром местные детишки приветствуют нас с противоположного берега реки свистом, руганью, бросанием в воду больших камней.

Наш путь лежит по сухой, выжженной солнцем долине.

В селе Ак-Тал встречаем пару велотуристов из Австрии. Они тоже давно катаются в этих краях.

После Ак-Тала асфальт заканчивается, и дорога напоминает стиральную доску. Припекает солнце, вокруг полупустыня. Это быстро дает о себе знать - все утомлены.

За селом Кёк-Джар остановились на мосту, набрать воды. К нам подошла женщина и предложила разместиться на ночлег у нее в доме. Время позднее и мы соглашаемся. Она учительница из Бишкека, здесь находится летом. Быт простейший, натуральное хозяйство. Для нас это экзотика - индюки во дворе, печка на кизяке, домик из глины.

30.07.02 - с.Кёк-Джар - с.Дёдёмёль

панорама на долину реки Нарын
ну, и куда ты запропастился?

Утро начинается с весьма приличного перевала. Вид сверху открывается потрясающий.

На спуске я падаю на сыпухе. Хорошо скорость была небольшой. Всего лишь слегка ободрал коленку и локоть. Очень выручили перчатки, спасли ладони и запястья от сильного обдирания. Дальше на спусках двигаюсь крайне аккуратно.

В одном ущелье происходит стычка с местными детишками. Они увидели наш подъем по серпантину дороги и, срезав, поджидали нас наверху. Я ехал последним. Выезжая из-за поворота, увидел как дети забрасывают Машу камнями. Когда они разглядели меня, то немного опешили, потом стали требовать сомы. Я сказал, что у меня их нет (это была правда - местные деньги возил Саша). После чего получил град камней в спину. Пришлось рыкнуть на этих малолетних бандитов.

Стоянку на ночлег сделали у реки вблизи села Дёдёмёль - нигде больше воды не нашлось. Естественно, сразу же вокруг возникло множество "сурков" - местных жителей, заинтересованных нашим прибытием.

Сходил в село за хлебом. Осталось сильное впечатление дикости и непредсказуемости в поведении аборигенов.

31.07.02 - с.Дёдёмёль - с.Казарман

Олег разбился; эх, хороший был товарищ!

Утром после небольшого набора высоты спуск по живописному ущелью.

Незадолго до выхода из ущелья Олег упал на крупных камнях. Я выезжал из-за поворота, увидел, что только что обогнавший меня КамАЗ стоит. Сразу почувствовал неладное. Объехав машину, увидел место падения. Олег посреди дороги стоял на коленках. Вокруг наши - пытались ему помочь.

Олег ударился головой (очень заметно пострадал шлем) и плечом. После падения он еще полчаса вел себя неадекватно - задавал одни и те же вопросы: "Где я? Как я упал? Что с велосипедом?".

Рваные раны обработали, уложили его на пенку. Ждем попутку. Через два часа, не дождавшись, идем пешком. Олег уже в состоянии самостоятельно идти. Нужно найти место для ночлега, закупить продуктов и найти машину для переезда в город Джалал-Абад. Для этого Леня и Олег остаются вдвоем и идут пешком, остальные едут в ближайшее село - Казарман.

В селе находим машину (УАЗик) для завтрашнего переезда в Джалал-Абад. Договорились с водителем, что он перевезет нас за 1500 сом.

Делаем закупку продуктов. Вблизи базара нас окружила толпа детей. Это настоящие бандиты - сорвали с корнем велокомпьютер у Маши. На предложение Саши вернуть его за 100 сом (очень большие здесь деньги) отвечают отказом.

Возвращаемся навстречу Олегу и встаем на ночлег в небольшой рощице у дороги.

1.08.02 - переезд из с.Казарман в г.Джалал-Абад

переезд на разбитом УАЗике из Казармана в Джалал-Абад

Утром загружаемся в машину и едем через перевал Сары-Кыр в Джалал-Абад. Дорога сильно разбита. Машина очень старая и поломки преследуют нас весь путь. В самом начале спустило колесо из-за разорвавшейся покрышки, потом сгорела какая-то прокладка. Наконец, отказала помпа. Водитель проявил чудеса вождения и ремонта. Такого классного водителя я, пожалуй, никогда не видел. Жаль, что он ездит на такой развалюхе. Когда приехали в Джалал-Абад, то посовещались и решили доплатить водителю (всего 2000 сом), т.к. дорога оказалась куда тяжелее, чем планировалось.

Поселились в гостинице в центре города. Номера нам достались всего за 100 сом с человека, но они настолько потрепаны, что не стоят и этого. Хотя это лучше, чем в палатке в городском парке :)

2.08.02 - дневка в г.Джалал-Абад

на базаре Джалал-Абада

Весь день проводим в городе. У Саши сегодня день рождения. Ходим по городу, закупаемся на базаре, заказываем на вечер столик в ресторане.

Днем Леню сбила машина. Она везла негабаритный груз - мебель. Леню задело стулом, и он упал. Сам в порядке, пострадал только фотоаппарат. В нем отказал экспонометр. Хорошо, что у Лени большой опыт, и он может выставлять экспозицию "на глазок". А то бы остались без единственного фотоаппарата. Водила же не остановился, сделал вид, что ничего не заметил.

Вечером идем в ресторан отмечать день рождения Саши. Наелись так, что потом всем было плохо. Больше всех от обжорства пострадал сам Саша.

3.08.02 - переезд к водохранилищу Токтогуль - с.Торкент

в чайхане на берегу Токтогульского водохранилища
Токтогульское водохранилище

В 6:20 отправляется наш автобус до г.Токтогуль. Байки разобрали, уложили в багажник. Сами сели на последний ряд кресел. Нам повезло - предпоследний ряд был снят, есть куда положить рюкзаки. По мере приближения к Токтогулю пассажиров становиться все больше. В конце концов, по нам начинают топтаться, пытаются на нас сесть. Отбиваемся как можем, но не очень-то получается.

Олег мыл цепь бензином и неплотно закрыл бутылку, а я не проверил. Это и послужило причиной следующего инцидента в автобусе. Один мужчина сел вплотную к моему рюкзаку. И когда садился, то задел и открыл крышку той злосчастной бутылки. Хлынул бензин - немного, т.к. мы вовремя заметили и закрыли крышку. Однако паника в автобусе поднялась немалая. Мы же сидим спокойно, насвистываем что-то себе под нос, рассматриваем в окна горы, в общем, изображаем непричастность. Правда, я при этом пытаюсь незаметно приподнять ногами свой рюкзак из лужи бензина. Удивительно, нас не высадили, только бутылку конфисковали.

Жаль, что г.Таш-Кумыр мы проехали на автобусе. Здесь очень необычные по цвету и форме горы. Дорога после города идет в красивейшем ущелье, где внизу течет бирюзовый Нарын.

Вышли сразу за перевалом Кёк-Бель. Пассажиры проявили потрясающую сознательность, все вышли, выпуская нас с задних рядов. А может просто хотели спокойно доехать без этих "бензовозов".

Дорога очень живописна. Идет вниз-вверх. Асфальт просто прелесть, я забыл, что такой бывает. На спусках удается сильно разгоняться. Правда у мостов асфальт обрывается - дорога еще строится.

Попали в небольшой дождик. Удивительно приятно охладиться после жары.

Стоянку на ночлег нашли у реки у села Торкент.

4.08.02 - с.Торкент - г.Токтогуль - перевал Ала-Бель

по дороге на перевал Ала-Бель
вид с места ночевки

Едем к городу Токтогуль. Там купили продукты на базаре. За городом у реки умяли дыньку.

Двигаясь вверх, на перевал Ала-Бель, наткнулись на дикие абрикосовые деревья. Основательно их ободрали - будем вечером варить варенье.

Неожиданно асфальт оборвался на довольно протяженном участке в 10-15 км. Здесь идут дорожные работы, туда-сюда снуют тяжелые грузовики, поднимая клубы непроглядной пыли. К тому же поднялся резкий встречный ветер. Пыль забивает нос и рот. Скорость движения смехотворная. Весь этот кошмар закончился с появлением асфальта.

Но зато над вершинами соседних гор начинают клубиться дождевые тучи. Ближе к вечеру мелкий дождик переходит в порядочный ливень.

За час до нашей остановки на ночлег тучи ушли, вновь засветило солнце. И у нас появилась возможность высохнуть на ходу.

Встали на ночлег не доехав до перевала 10 км. Варим абрикосовое варенье, полный кан на 7 литров. Но умяли почти все и подозрительно быстро.

5.08.02 - перевал Ала-Бель - перевал Тюз-Ашуу - с.Сосновка

вид с перевала Тюз-Ашуу

Утром берем перевал Ала-Бель (3184 м). После перевала начинается пологий спуск в Суусамырскую долину. Спуск идет на хорошей скорости, сказывается наличие хорошей дороги. Сама долина широкая, хорошо обводнена.

Наконец, спуск сменяется незначительным подъемом с отворотом от реки Суусамыр. И вскоре мы оказываемся под перевалом Тюз-Ашуу. Его серпантин хорошо просматривается на склоне гор, набор высоты около 800 метров.

Добрались до верхней точки перевала. Там туннель протяженностью 2700 метров. Сразу за туннелем, в ближайшей забегаловке, отметили день рождения Маши. Решили спуститься на ночевку вниз. Сначала был захватывающий дух серпантин, делающий огромное количество витков по очень красивому ущелью. Затем дорога пошла по дну ущелья вдоль реки Кара-Балта. Думаю, что это одно из самых очаровательных ущелий, что мне доводилось видеть.

Общая продолжительность спуска до ночлега составила около 50 км (до с.Сосновка не доехали пару км).

6.08.02 - с.Сосновка - г.Бишкек

центральная площадь Бишкека

Дорога идет по сильно населенной местности. Качество асфальта после поворота на г.Бишкек в г.Кара-Балта удручающее. Машин много. В общем, думаешь только о том, как бы побыстрей все это проехать и добраться до гостиницы.

В Бишкеке находим офис компании "Тянь-Шань Трэвел". Забираем свои билеты на поезд и заброску из Майда-Адыр.

Едем в гостиницу "Салима". Номер выглядит сносно, хотя он и дешевый - 150 сом на одного человека в день.

Изучаем город. Очень неплохо поужинали в кафе "Астория" на Чуйском проспекте. Недорого и очень вкусно. Следующим утром, посетив соседний fastfood, очень сильно почувствовали разницу в качестве еды. Умеют же во всех этих промзабегаловках испортить любой, даже самый хороший продукт.

Я сходил к ж/д вокзалу. Там на меня набросился мент, но паспорт и ксерокопия регистрации его удовлетворили. Это потом, уже в поезде, я узнал, что киргизские менты очень жадные и бросаются на любого, из кого можно вытрясти деньги. На этот раз мне повезло.

7.08.02 - дневка в г.Бишкек

Продолжаем изучение города. Посетили Ошский базар. Там нас попытались обокрасть. Воры залезли ко мне в набрюшник и пытались залезть к Саше в сумку для видеокамеры. К счастью, ни у меня, ни у него они ничего не взяли.

Возвращаемся с базара переполненные фруктами. Устраиваем пирушку.

А вечером в "Астории" празднуем окончание похода.

8.07.02-11.07.02 - скорый поезд Бишкек - Москва

Утром 8-го после быстрых сборов едем на ж/д вокзал. Байки упаковываем уже на вокзале. Наш поезд (№17) отправляется в 11:27(MSK).

За час до отправления подают поезд. Посадка выглядит экстремально. В вагон затаскивают стокилограммовые тюки. Забивают ими полки. С трудом отвоевываем себе место для нашего багажа.

Внутри вагона парилка - пот течет так, что не успеваешь вытирать его полотенцем.

По вагону рыскают киргизские менты в штатском и собирают мзду. С нас взяли за распитие пива.

В вагоне раза в два больше людей, чем мест. В результате, ночью все полы устелены спящими, а в купе проводника люди спят вповалку друг на друге. Я себе такого даже представить не мог. Чем-то это напоминает поезда времен Гражданской войны, не хватает только едущих на крыше.

Утром, 10-го подъехали к российской границе. Перед этим все тюки сбросили с поезда прямо на ходу. Внизу, на земле, их уже ожидали и загрузили в машины. На самой границе таможня устроила серьезный обыск в нашем вагоне. Разбирали потолки, стены. Отводили пассажиров в купе проводника и там обыскивали их. Высадили из вагона толпу мелких контрабандистов, тех, кто вез недекларированный товар небольшими партиями.

Однако, несмотря на весь этот кошмар, мы неплохо провели три дня в поезде. Начитались всласть, нашли альпинистов (очень веселые ребята) в другом вагоне и квасили с ними.

Прибываем в Москву 11-го в 15:45 с опозданием на 35 минут.

Велосипеды участников:

  • Балашов И. - стальная рама Relgh (оборудование в классе Alivio)
  • Бертов М. - рама Merida Kalahari 550 (оборудование в классе Alivio)
  • Бондаренко О. - ижевская титановая рама (оборудование в классе Deore XT/XTR)
  • Исаков Л. - титановая рама Rapid (оборудование в классе Deore LX/XT)
  • Сергеева М. - рама Trek 4300 (оборудование в классе Alivio/Deore)
  • Фефелов А. - стальная рама GT Timberline (оборудование в классе Nexave)

Поломки

Самыми тяжелыми поломками были:

  • периодически заклинивающая трещотка в задней втулке на байке Олега - ремонт заключался в разборке и смазке трещотки;
  • разорванная задняя покрышка Schwalbe Puncture Protection на байке Маши - после ремонта выглядела как новенькая, поставили ее обратно, запасную не доставали.

Мелкие поломки были следующими:

  • попадание грязи во втулку заднего тормоза на байке Вани - разобрали, почистили;
  • сломалась спица заднего колеса на байке Лени - заменили;
  • портило покрышки об камни (до корда) - чаще всего ничего не делали, иногда подклеивали суперклеем;
  • проколы и пробои - последних было больше.

Некоторые выводы

Дороги.
Асфальта очень мало, почти нет. Даже на стратегической трассе Бишкек-Ош он местами отсутствует. На грунтовых дорогах зачастую много острых, средней величины камней. Покрышки очень страдают от них.
Соседние долины часто не сообщаются между собой дорогами. И чтобы перейти из одной в другую, приходится идти пешеходные перевалы.
Мостов на грунтовых дорогах может не быть или они могут быть смыты - нужно быть готовым к бродам.
К счастью, в Киргизии мало автотранспорта и машин на дорогах почти нет. Исключение составляют только крупнейшие города. За городом водители внимательны и уступчивы, в городах ездят как попало и очень грубо.

Вода.
Обычно проблем с водой нет. Но в западной части Киргизии попадаются долины, где с питьевой водой могут быть проблемы. Так у нас периодически были проблемы с водой по пути из г.Нарын в с.Казарман, но на худой конец ходили клянчить ее у местных жителей - они берут воду из скважин.

Питание.
Все необходимое можно купить в городах и крупных селах. В мелких селах выбор сильно ограничен. У чабанов можно купить только кумыс. На Иссык-Куле и в западной Киргизии по дороге попадается много кафе. Здесь можно сносно отобедать - лагман, шорпо, пельмени, яичница и т.д. В больших городах можно найти очень достойные рестораны, где недорого и вкусно готовят.

Люди.
Местное население живет очень бедно. Удивительно, что на этом фоне мы не наблюдали открытой агрессии. Отношение к нам чаще всего любопытно-доброжелательное. Всего пару раз детишки бросали в нас небольшие камешки - один раз из-за безуспешной попытки поклянчить деньги, другой раз пытаясь обратить на себя внимание. На базаре в Казармане дети сорвали Машин велокопьютер. Тут мы сами были виноваты. Ведь вокруг собралась толпа детей, жаждущих "сувениров".
Другая категория проблемных аборигенов - менты. Но тут все действительно совсем плохо. Очень жадные. Бросаются на любого, если видят, что можно поживиться.
Радует то, что плотность населения в целом очень низкая. В горах встречаются практически одни чабаны. Обычно они весьма стеснительны и не решаются подъехать сами. Покружат на расстоянии сотни метров и уедут к своему стаду.
Спрашивать дорогу у аборигенов нужно аккуратно - они могут знать ее на удивление плохо, а в километрах путаются почти всегда.

Проживание.
С выбором места под палатку чаще всего проблем нет. Только в необводненных долинах иногда приходилось ставить палатку в дискомфортной близости к людям. Но всегда есть возможность поселиться в доме, а в городах есть недорогие гостиницы.

Транспорт.
Автобусное сообщение между городами практически отсутствует. А если и есть, то в таком переполненном автобусе вряд ли захочется ехать. Но не сложно нанять за разумные деньги частника. Для примера наш переезд на УАЗике из Казармана в Джалал-Абад по тяжелой горной дороге стоил почти столько же, сколько переезд на рейсовом автобусе из Джалал-Абада в Токтогуль по асфальтированной, большей частью равнинной дороге.

Ремонт байков.
Рассчитывать приходиться только на себя и свою предусмотрительность.

Статистика

Ниже приведена статистика, снятая с моего велокомпьютера.


Hosted by uCoz