Причерноморье, сентябрь 2001

Схема маршрута

Маршрут показан на карте красным цветом.

Состав группы:

• Миша
  • Ольга
  • Дима
  • Максим
  • Слава (был с нами на части маршрута)

Дневник путешествия

14.09.01
Попытка сесть на 148-й поезд Москва-Новороссийск.
Подали поезд. Дима опаздывает, на перроне я и Ольга. Стали разбирать байки в багажное состояние.
Две стервозные проводницы решили не пустить нас в вагон (мы сами виноваты - нужно снимать оба колеса, а мы сняли только передние). Требуют оплатить багаж, но мы не успеваем - поезд отходит через пять минут. Сопровождающие нас Саня и Максим побежали за багажной квитанцией, но так и не успевают передать ее нам. Подруга Ольги чудодейственно повлияла на бригадира поезда - нас пускают. Ольгу достали эти стервы-проводницы и она продолжает цапаться с ними - слышно много визга и писка.
За минуту до отхода поезда на перроне появляется Дима и заскакивает в вагон сходу, спрыгнув из седла - проводницы замолкают секунд на десять, потом, придя в себя от такой дерзости, поднимают душераздирающий крик.
Поезд пошел, мы в вагоне, теперь нас не вытолкаешь - доедем до станции назначения. Но проводницы не успокаиваются. Поняв, что им в лапу мы платить не будем, они решают замурижить нас у бригадира. Но бригадиру не до нас, у него в одном из купе полностью, до столика упавшее окно - так мы и не заплатили.

15.09.01
Весь день в поезде.

16.09.01
В час ночи прибываем в Краснодар II. Стоянка предполагалась 40 минут, решаем высаживаться здесь, т.к. стоянка в Краснодаре I всего 7 минут. Но поезд стоял 39 минут, не доезжая пяток километров до Краснодара II, и там стоял всего 1 минуту. Но мы рискнули выгрузиться. В результате я подаю из вагона последний байк на ходу, бегу обратно в вагон за своим рюкзаком и выпрыгиваю из хорошо разогнавшегося поезда :( Как-то плохо это получилось - слава богу, не покалечило.
Собираем байки и едем на ночлег к родственникам Ольги - двум прикольным старушкам. Проснувшись, оценили груз каждого - выяснилось, что Дима и Ольга несколько затяжелены. Решаем отослать лишнее по почте в Москву. Прокатились по городу, его паркам. Ночевать надумали опять в Краснодаре, но не у старушек, а под открытым небом в дендропарке (там же), однако после осмотра этой достопримечательности становиться ясно, что спать там не безопасно - решаем и вторую ночь провести у старушек.

17.09.01
Пораньше выезжаем из Краснодара и берем направление на Темрюк. День сей мало чем примечателен. Разве что эпизод с кумысом, когда Дима купил две откровенно самопальные бутылки с этим напитком и сказал, что кумыс очень вкусен и хорошо утоляет жажду. Мы набросились на бутылки, но вкус произвел в первую секунду неизгладимое впечатление - какая-то смесь спирта, уксуса и немного молока. Я переспросил у Димы, есть ли это натуральный вкус кумыса - Дима кивнул. А потом он сознался, что сам пил его впервые :) И хотя после утвердительного кивка Димы мы выдули обе бутылки, нас не "пронесло" - дуракам везет!
Проехали как никогда потом много - 107 км. Ольга, похоже, была в шоке от такого длительного заезда - сказала, что хочет в ближайшем городе сесть на поезд до Москвы.
Устроились на ночевку в лесополосе недалеко от станицы Анастасиевская. Поставили палатку Ольги - она одна в ней спала. А мы с Димой устроились рядом под открытым небом. Опустилась темнота и вокруг стали весьма шумно шастать какие-то звери. По первому впечатлению это были небольшие кабанчики. Но попытки высветить их фонариками результата не принесли. Постепенно мне стало ясно, что звери эти были куда мельче, чем предполагалось - сантиметра 3-5 в длину, и назывались землеройками. Просто в сухой траве они производили весьма внушительный шум. С этой мыслью я и заснул, а Диме повезло меньше - его изголовье находилось где-то около нор этих тварей. Я еще полночи видел сквозь сон, как Дима высвечивает своей велофарой землероек.
Вдруг посреди ночи рядом раздался страшный рык. Так рычат крупные дикие кошачьи. Спросонья мне в голову полезла всякая жмуть. Ольга же сказала потом, что у нее от этого рыка "все внутренние органы оторвались и убежали". Оказалось этот более чем натуральный звук издал Дима в попытке отпугнуть "шуршунчиков". На них это подействовало где-то на 5 секунд ;) Зато у нас сон как рукой сняло.

18.09.01
Прочитав в путеводителе про Дубовый Рынок - средних размеров холм, где "у лукоморья дуб зеленый...", мы поехали туда от Темрюка. На Дубовом Рынке росли кустарникового вида дубы ;) Интересно, какого размера коты здесь ходят?
Возвращаемся обратно в Темрюк, на протяжении 10 км в морду дует "смерть велосипедиста" - с трудом приехали. Закупились на рынке - виноград, дыни, арбуз. Отъехали от Темрюка на запад и в ближайшем кустарнике устроили пирушку. Не знаю как другие, а я заполнился едой по самые уши и от вида арбузов меня тошнило еще некоторое время после возвращения в Москву.
Едем дальше, выехали к Азовскому морю (там же, еще раз там же). Ночевка на берегу моря в Пересыпи. При поиске места Дима внимательно смотрит, чтобы рядом не было никаких нор ;)

Фото: птички на проводах

19.09.01
Хотя мы спрятались в дюнах, поднявшийся к утру ветер чуть не сдул нас и палатку. Едем в начале на грязевые вулканы (гнилые горы, блеваки) Цимбалы близ станицы Ахтанизовская. Вулканы оказываются не активными, в жерле (1 метр в диаметре) стоит грязная лужа и засыпан всякий мусор. Аборигены явно буквально понимают название "гнилые горы" и используют эти красивые природные образования в качестве свалок :( Ветер на вершине такой, что еле сползли против ветра с вершины под уклон 45 градусов!
Приезжаем в Тамань, останавливаемся на месте археологических раскопок (там же, еще раз там же) - Ольга здесь когда-то работала.
Едем к Турецкому Фонтану. Никакого фонтана нет, просто конденсационный (!) источник воды, но красиво оформленный и даже тетя для присмотра за этой красотой посажена.
Едем к озеру Соленое (там же) - воды нет, на поверхности толстый слой соли, под ним жирная глина быстро чернеющая на воздухе.
Проехав озеро, ищем место ночевки - кругом все открыто просматривается, дует сильный ветер. Встать явно негде. Вдруг с горки на велосипедах лихо скатываются дядька (Геннадий) со своей спутницей. Они-то и пристроили нас в домике на ближайшей базе отдыха за 100 рублей за всех троих. Чудное место - тепло спалось, и рядом был холодный, но настоящий душ!

Фото: Дима отслеживает пролет баклана, в кратере Цимбалы

20.09.01
Гена оказался заядлым велотуристом из Можайска - давно и интересно странствует на своем простом советском велосипеде. Имеет на вооружении много всяких полезных в походах штучек. Долго хвастается ими. Он советует не идти к Анапе через косы, говорит, что быстрее объехать по дороге вокруг лиманов.
Дима наехал прошлым вечером на какую-то колючку - 4 шипа в камере и еще 6 в покрышке. Очень долго всю эту дрянь вынимал.
Наконец выехали - едем через Бургузскую косу. Кругом песок. Плотный участок влажного песка разбит штормом. Тащимся по сухому песку. Я беру баул Ольги - она с пустым байком, я с баулом и собственным рюкзаком получаюсь самым тяжелым в группе. Через полкилометра понимаем, что нужно что-то придумать для облегчения наших мучений. Есть мысль, что легче тянуть два скрепленных байка стропой пропущенной по груди "бурлака". Пытаемся связать два байка - конструкция получается неустойчивой, все время разваливается. В конце концов, плюем на затею с "тачанкой" и идем как шли.
Пройдя еще полкилометра, натыкаемся на двух велосипедистов в палатке - они передумали идти через косы - поедут в обход. Мы с неподдельной гордостью проходим мимо них, удаляясь в песчаную бесконечность. Через пару километров гордость сменяется приличной усталостью, а идти еще более 10 км ;)
Дима наш спаситель - пойдя на разведку, находит плотную заросшую травой дорогу по берегу лимана. В траве на дороге живут мелкие мушки, будучи вспугнутыми проезжающим байком, они поднимаются плотной темной тучей и забивают нос и рот. Все чертыхаются, кашляют и сплевывают эту дрянь. Дорога оборвалась через 5 километров. Опять идем по песку. К вечеру доходим до конца косы. Какая радость почувствовать под шиной твердую дорогу!
Въехали в станицу Благовещенская. Аборигены говорят, что на следующей косе (Витязевской) нас будет ждать бетонка. Бетонка кончилась через 100 метров ;) Но пока мало песка, все более сухая глина. Песочек будет завтра. Встаем на ночлег.

Фото: в обувь набивается море песка, шторм выбросил на берег множество медуз-корнеротов

21.09.01
Сухая глина быстро закончилась, вокруг сухой и глубокий песок. Но шторм кончился и местами получается ехать у кромки воды. Проехали и эту косу (она как и предыдущая тоже где-то 14 км). Долго и радостно плескались и приводили себя в порядок на ближайшей базе отдыха в ногомое.
Едем в Анапу. Там нас ждет Максим. В прибрежном парке уминаем вместе с ним виноград и прочие южные дешевые вкусности. Решаем ехать в Новороссийск по грунтовке через Утреши и Абрау-Дюрсо. В долине реки Сукко встречаем байкера на двухподвесе Canondale с гидравлическими дисковыми тормозами и прочими наворотами. Такой крутой байк в Москве-то редко встретишь. Байкера зовут Славой. Выехал из Москвы два месяца назад, доехал до Румынии, катался по Карпатам, вернулся через Молдавию, Украину, Крым. Проехал своим ходом около 7000 (семь тысяч) километров!!! Ему оказалось с нами по пути. Теперь нас пятеро. Прошли перевал 460 метров по весьма разбитой дороге. Упали в ночь к горному озерцу, здесь и заночевали. Ночью вокруг резвились настоящие кабанчики (не путать с "шуршунчиками"). Утром по следам их хорошо было видно.

Фото: после ногомоя, наш первый перевал на Кавказе, там же

22.09.01
Продолжаем ехать по горной дороге к Малому Утрешу. Далее подъезжаем к базам отдыха вблизи горы Орел. Здесь дорогу перекрыли до 15:00 из-за авторалли. Мы находимся на финише. Раз в несколько минут "прилетает" какое-нибудь разукрашенное авто (еще одно). Спускаемся на берег. Оказывается здесь шикарное место - есть халявный горячий душ. Все моются и стираются по три раза. У каждого нашлась куча исподнего, чтобы вывесить на просушку на соседнем с нами деревом. Мы с Максимом залезли в море - вода приятно-теплая, но дно усыпано крупными камнями, идти по ним сложно. Ралли кончилось, едем в Абрау-Дурсо. Там большое и красивое озеро, проезжаем и выходим на дорогу до Новороссийска. Много машин, дорога очень узкая - полное дерьмо.
В Новороссийске у Димы друг - пока они общаются, мы делаем регламент для байков, заправляемся водой. Проезжаем Новороссийск - город-комбинат. Из-за местного очень сильного и холодного ветра "бора" или скорее из-за нерадивости городских властей дома в городе представляют из себя жалкое зрелище, много шпаны. Очень хочется выехать отсюда поскорее. Встали на ночлег в рощице на обрыве над морем с видом на новороссийский рейд.
Максим все время что-то терял на этой стоянке. И вещи разбросал как попало. В результате в темноте я нашел рядом с нашим лагерем какую-то тряпку и со словами "какая-то фигня" бросил ее в костер. Через пару секунд Ольга, смотревшая на огонь, сказала: "Макс, это твой носок!". Максим постоял еще секунду, затем выхватил его из огня. После чего мне было строго наказано не бросать в костер всякую "фигню".

Фото: вид с обрыва, там же, у Славы прокол

23.09.01
Утром Максим объявил, что потерял свой велокомпьютер (Cateye). Я нашел его компьютер лежащим в ручье. Он пролежал там всю ночь и даже не запотел!
Едем в Геледжик. Очень красивая набережная (там же). И, вообще, из всех черноморских городов России этот понравился более всего. Слава остается в городе, мы едем дальше.
На реке Жэне есть туристическая достопримечательность - дольмены и водопады (как выяснилось потом, это все есть кругом). На входе написано "10 руб. взрослый, 5 руб. ребенок". За входом в кустах сидит дед со здоровенным посохом. Решаем пройти бесплатно. Дед вскакивает и бежит наперерез размахивая своей дубиной :( Мы увидев сбоку брошенную дорогу решили не конфликтовать с "властью" и пробраться к достопримечательностям инкогнито. Попытка оказалась неудачной - много колючек и, вообще, не хотелось лезть на рожон. Съели по мороженому в утешение и поехали дальше.
После очередной "кустовой" стоянки, в момент набора скорости Максим, неудачно обгоняя, роняет меня. Результат - отбитое плечо и сломанное ребро. Меня лечит и утешает Ольга. Максим, похоже, в шоке от произошедшего.
Пытаемся встать на ночлег на Пшаде. За нами увязались местные велосипедисты. Ели отделались. Лагерь в очень красивом месте между каменистых русел реки.

24.09.01
Поехали на пшадские водопады. Как выяснилось потом, те водопады, что обозначены на карте, труднодоступны и часто пересыхают, а кругом в ущельях есть свои водопады. На одно такое ущелье мы и набрели. На входе в ущелье расположился домик лесников - прикольные мужики, очень хотят превратить свои места в большую туристическую достопримечательность, при том, что дорога к этому месту совершенно зубодробительна и имеет несчетное количество бродов (еще один брод) :) Но водопадики (там же) в этом ущелье действительно живописны (еще фото, и еще одно). Мы с Димкой даже искупались в природной ванне у одного из водопадов. Водичка ледяная, я смог выдержать только три секунды. Дима сказал, что когда я погрузился в воду, то мои глаза заняли пол лица :)
На обратном пути мы нашли мужичка который показал нам расположение "деревни" дольменов (там же). Оказалось, она была почти напротив нашего ночного лагеря - в нескольких сотнях метров от него. Там на облесенном холме плотной группой стоит десяток этих культовых сооружений.
Ближе к вечеру вернулись на шоссе М25. Доехали до Джубги, там затоварились продуктами. Поехали к месту ночной стоянки на речке Шапсуга вблизи поселка Лермонтово. Приехали в ночь. Немного поплутали и в полной темноте нашли место.

Фото: дерево на скале

25.09.01
Утром место ночевки представилось проселочной дорогой ;) Росы выпало немеренно. Проснулись основательно подмокшие. Кругом туманы по горам стелются. Развели костер. Высушили носки, вскипятили чай и поехали на Туапсе. По дороге несколько перевалов, есть неплохие спуски. Въехали в Тупсе после хорошего перевала и вновь подъем! Я уже подустал и не планировал ползти вверх. Подъехали к перекрестку на эстакаде и опять подъем - тут мои нервы сдали. Сколько же можно ползти вверх по этому чертову городу?! Оказалось, что мы приехали. Наш путь закончился на ж/д вокзале. Загодя было решено не ехать своим ходом по дороге от Туапсе до Сочи, т.к. там узкая трасса, много машин и перевалов. До Сочи добрались затемно на электричке. Дима сошел - у него здесь есть где обосноваться. Мы (я, Максим и Ольга) поехали в Адлер. Там поселились у любезной дамы во вполне приличных апартаментах за 70 рублей с носа. Отмылись в душе, напились чаю.

26.09.01
Катаемся по Сочи в компании с Димой. Поехали вдоль речки Мацеста на Змейковские водопады. Симпатичное место. Димка соблазнял всех залезть в водопад и пройти через него к следующему водопаду по воде. Я, памятуя, о моем опыте купания на Пшаде, отказался лезть в воду наотрез. Остальные согласились, хе-хе. Сижу на берегу, грызу яблоко, с плохо скрываемым удовольствием слежу за погружающимися в ледяную воду - мне-то тепло и сухо.
Когда уезжали, со скалы над водопадом сорвалось вниз дерево.
Вернулись в Центральный Сочи - катались по набережной (еще фото, и еще одно), посетили Ривьеру. У меня произошла поломка заднего суппорта. Но конструкция оказалась "дубовой" - чуть сильнее прикрутил и проблема пропала вместе с отвалившейся частью ;)
Когда утром ехали из Адлера в Сочи, то по всей дороге стояли фонари и я подумал, что можно задержаться в Сочи затемно. Как я ошибался - "в городе Сочи темные ночи". Ни один фонарь не работал! Обратно ехали километров двадцать в полной темноте плюс слепящем свете встречных машин. Как ехали остальные не знаю, но я ехал, ориентируясь по звукам ;) Хорошо, что все обошлось!
Вернувшись в Адлер узнали, что здесь был ураган и разворотило городской водопровод. А как хотелось в душ!

27.09.01
Едем в Красную Поляну. Исключительно живописная дорога (много фото: 1, 2, 3). Едем медленно. Потом выяснилось, что мы почти все время шли с набором высоты. Ехали около 4-х часов и набрали в Красной Поляне 600 метров над морем. По пути заехали в Чвижепсе - дабы опиться местной минералкой. Допились на халяву до потери чувств. Крутить педали совсем не хочется и даже, более того, не получается. Кое-как доехали до Красной Поляны. Естественно, сразу кинулись закупать еду и затем покатили искать лужайку поприличней для поглощения всего закупленного. Кстати, и Максим и Ольга бывали в Красной Поляне. И поэтому, когда Максим на вопрос "а что там за поворотом" ответил "я не знаю, что там дальше этого магазина", я был в диком восторге - вот она истинная сущность туриста - доползти до магазина с продуктами и фиг с ними, с достопримечательностями. Важнее процесс поглощения свежекупленной сосиски ;)
Ну вот, сидим на лужайке над Мзымтой, впереди гора Аибга (2450 м), сзади Ачишхо (2391). Пожевываем продукты, похрюкивая от удовольствия. Вдруг из кустов выезжает Слава. Он, как и мы, ехал от моря (правда, из Дагомыса), затарился в местном сельпо колбасой и искал лужайку поприятней...
Умяв съестное - едем вверх к знакомым Славы. Начинается дождь. Уже поздно и Максим решает вернуться в Адлер (он легко одет и не готов к ночевке). Мы с Ольгой туда не едем. Слава собирается уйти в ночь с проводником в горы. Мы с Ольгой сидим, укрывшись от дождя, в дикой тоске и с надеждой что дождь когда-нибудь кончиться. Дождь не кончается, но выходит проводник Славы - Сергей. Он обещает устроить нас на ночлег у своей матери. Там оказывается весьма сносно.

Фото: вид на Мзымту с нависного моста, с дороги, еще раз с дороги, на краю обрыва, водопад Девичьи слезы, там же, приехали - 100 метров до Красной Поляны, Аибга

28.09.01
Едем вверх по Мзымте до подъемника. Пробуем даунхильную трассу. У нас были участки и покруче. Возвращаемся в Адлер. В пути настигает дождь, всего под дождем проехали где-то 20 км. В Адлере на ж/д вокзале нет билетов до Москвы, в принципе нет :( Покупаем билеты до Ростова. Наученные горьким опытом посадки в поезд, разбираем велосипеды до винта - получается два колеса, между ними рама, руль снят и прикреплен на колесе, задний суппорт тоже снят - чтобы не повредить. Все это скрепляется стропой. Все "лишние" детали - седло, крылья, багажник и пр. складываются в пакет. В вагон проходим легко, даже без чехла - проводникам не к чему придраться.

Фото: вид на трехтысячники за Красной Поляной, снова Аибга

29.09.01
Рано утром в Ростове. Покупаем билеты до Москвы. Через два часа в поезде.

30.09.01
В 9:17 в Москве.

Статистика

Общая протяженность маршрута по моему одометру 915 км, включая где-то 70 км по Краснодару.

Дима вел статистику по своему компьютеру до Сочи. Его данные приведены в таблице ниже.